Развитие коммуникативных компетенций педагогов и детей дошкольного возраста в условиях волонтерского хорового сообщества Донского края
Выступающие:
Горбатенко Алина Алексеевна– старший воспитатель МБДОУ №52 «Матрешка» с. Кулешовка
Вертий Ирина Ивановна – Почетный работник СПО, музыкальный руководитель МБДОУ №52 «Матрешка» с. Кулешовка.
«В хоровом искусстве соединяются функции музыкально-социальные с функциями художественно-воспитательными». Эти слова принадлежат основоположнику отечественной музыкальной педагогики Б.В.(Борису Владимировичу) Асафьеву.
"Хоровое пение – это грандиозный объединяющий процесс. Сегодняшнее общество остро нуждается в том, чтобы вернулись чувство товарищества, осознание необходимости творить и дарить красоту людям. Все это содержит в себе хоровое пение. Занятие хоровым пением формирует творческих, неординарных, толерантных людей. И, что пожалуй, самое важное: своей культурно-просветительской миссией хоровые коллективы способны нести архи позитивный заряд в общество»,- говорит великий маэстро,
художественный руководитель Мариинского театра Валерий Гергиев, который с 2013 года возглавил Всероссийское хоровое общество.
Эффективность воспитательной роли хоровой музыки, а также направленность и характер её социального воздействия являются важнейшими критериями, определяющими общественную значимость хорового искусства и его места в системе духовно-культурных ценностей.
Именно поэтому педагоги дошкольного звена Азовского района, представители шести ДОУ, в поисках новых эффективных технологий педагогического сопровождения развития личностных качеств детей дошкольного возраста, по инициативе МБДОУ №52 «Матрешка» в 2019 году присоединились ко Всероссийскому хоровому движению и создали Сводный хор педагогов Азовского района. В состав хора вошли музыкальные руководители и воспитатели ДОУ, а также родители воспитанников.
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации», профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», ФГОС ДО дают стратегические ориентиры в развитии системы дошкольного образования, определяют требования к современному педагогу, выражающиеся в умении предусматривать результаты нововведений в педагогической деятельности.
В свете этого, мы рассматриваем хор не только, как технологию педагогического сопровождения развития личностных качеств детей дошкольного возраста, но и как платформу для повышения профессиональной компетентности, как процесс собственного саморазвития и самообразования.
По своей сути, занятие хоровым пением является одним из направлений индивидуального образования педагогов ДОО, построения наших индивидуальных образовательных маршрутов как педагогов, что в конечном итоге способствует достижению наиболее высокого качества дошкольного образования.
Нужна ли музыка ребенку? Да! И это аксиома. Как сказал наш выдающийся отечественный педагог В.А. (Василий Александрович) Сухомлинский: «Музыка - могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие ребёнка».
Занятия музыкой развивают интеллект, воображение, творческое мышление и память, делают ребенка более восприимчивым к получению любых других знаний.
Музыка развивает эмоциональный интеллект (EQ) – способность человека управлять самим собой и выстраивать отношения с другими людьми, помогает контролировать эмоции, импульсивность, повышает уверенность, оптимизм, коммуникативные навыки.
Исследователи установили, что около 80% успеха в социальной и личной сферах жизни определяет именно уровень развития эмоционального интеллекта, и лишь 20% - всем известный IQ – коэффициент интеллекта.
Установлено, что эмоциональное влияние музыки втрое больше, чем от литературы, и в пять раз большее, чем от изобразительного искусства.
Музыка — это питание человеческого мозга, за счет чего ускоряется и активизируется его работа.
Мозг привык анализировать тонкие отличия в физическом звуке. И музыка, и речь – это, прежде всего, звуки, имеющие 4 характеристики: высота, длительность, тембр, сила. В музыке эти характеристики выражены гораздо богаче, чем в речи, их легче различать. Речь находится как бы внутри музыкальных звуков.
Поэтому сверхзадачей музыкального воспитания детей является стимуляция их мозговой деятельности посредством музыки.
В дошкольном детстве важно «влюбить» детей в музыку.
Хоровое искусство по своей сути является синтезом двух видов искусств – музыки и поэзии (художественного слова).
Приобщая детей к восприятию произведений хорового искусства, мы способствуем амплификации социально-коммуникативного, интеллектуального, речевого развития детей старшего дошкольного возраста, а также прививаем им базовые национальные ценности.
Именно с позиций вышеизложенного, мы подходим к подбору репертуара для нашего хора.
Позвольте нам на примере некоторых произведений продемонстрировать, как мы это делаем.
- «Выйду ночью в поле с конем» муз.И. Матвиенко, сл. А. Шаганова.
Одна из главных задач в воспитании дошкольников –привить детям любовь к своей Родине. К нашей необъятной России и к нашей малой родине – Донскому краю.
Мы живем в многонациональной стране. В связи с этим, на одно из первых мест в воспитательной работе выходит задача воспитания детей дошкольного возраста в духе межнациональной толерантности (уважения к чести и достоинству каждого народа) и поликультурности.
Поликультурное воспитание, по своей сути, это воспитание сознательного отношения человека к своей многонациональной Родине.
В нашем многонациональном Донском краю дружно, одной семьей живут представители разных этносов. Они очень бережно относятся к осознанию своей национальной идентичности, однако, с полной уверенностью можно заявить, что всех нас, жителей Дона, объединяет и роднит бесконечная любовь к нашему дорогому сердцу Донскому краю и к нашей необъятной прекрасной России.
Эту любовь мы постарались передать через песню композитора Игоря Матвиенко и поэта Александра Шаганова «Выйду ночью в поле с конем». В песне выражена и любовь к малой родине, и гордость за необъятные просторы России и вечная российская вера в светлое будущее. Простые слова и запоминающаяся, пронзительная мелодия делают песню такой же близкой и родной, как старинные русские казачьи песни. Она воспринимается как народное сочинение и нравится всем без исключения.
В нашей интерпретации, в создании которой участвовали и педагоги, и родители, основной идеей песни является признание в любви своей Родине от имени всех народов России.
Именно среди родителей, представляющих различные этносы, нашлись те, кто помог нам перевести фразу: «Твой народ в тебя, Россия, влюблен» на языки разных народов, населяющих наше замечательное село Кулешовка .
Видео.
- «Воспитатели» муз. и сл.М. Мельник
Еще одна из основных задач дошкольной педагогики- это воспитать у детей уважение к труду, к различным профессиям. Ребенок должен знать профессии, иметь представление о ценности и значимости каждой профессии для человека и людей. Песня «Воспитатели»-это воспитание у детей и родителей уважения к педагогической профессии, поднятие ее престижа и одновременно признание наших воспитанников в любви к своим дорогим педагогам. Мы привлекли детей к совместному исполнению этой песни,т.е. к сотворчеству с нами,педагогами, тем самым доставляя им радость и способствуя раскрытию их творческого потенциала .
Видео.
3.«Ты же выжил, солдат» муз.В. Мигули, сл.М. Агашиной
Масштаб такого глобального исторического понятия, как Победа в ВОВ, бесспорно занимающего одно из первых мест в шкале основополагающих духовных, нравственных и идеологических ценностей, является безусловным пусковым механизмом для становления личности ребёнка и формирования его патриотического самосознания.
Наш хоровой коллектив поставил перед собой задачу воспитания у детей дошкольного возраста чувства гордости за свой народ и его Великую историю посредствам ознакомления с лучшими образцами песенного искусства о ВОВ и подготовил большую концертную программу «Песня, опаленная войной». Позвольте предложить вашему вниманию песню из этой программы «Ты же выжил, солдат» муз.В. Мигули, сл.М. Агашиной.
Видео песни, рефлексии,отзыва родителей.
Благодарим за внимание.