Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Развитие коммуникативных компетенций педагогов и детей дошкольного возраста в условиях волонтерского хорового сообщества Донского края

Выступающие:

Горбатенко Алина Алексеевна– старший воспитатель МБДОУ №52 «Матрешка» с. Кулешовка

Вертий Ирина Ивановна – Почетный работник СПО, музыкальный руководитель МБДОУ №52 «Матрешка» с. Кулешовка.

«В хоровом искусстве  соединяются функции музыкально-социальные с функциями художественно-воспитательными». Эти слова принадлежат основоположнику отечественной музыкальной педагогики Б.В.(Борису Владимировичу) Асафьеву.

"Хоровое пение – это грандиозный объединяющий процесс. Сегодняшнее общество остро нуждается в том, чтобы вернулись чувство товарищества, осознание необходимости творить и дарить красоту людям. Все это содержит в себе хоровое пение. Занятие хоровым пением формирует творческих, неординарных, толерантных людей. И, что пожалуй, самое важное: своей культурно-просветительской миссией хоровые коллективы способны  нести архи позитивный заряд в общество»,-  говорит великий маэстро,

художественный руководитель Мариинского театра Валерий Гергиев, который с 2013 года возглавил Всероссийское хоровое общество.

Эффективность воспитательной роли хоровой музыки, а также направленность и характер её социального воздействия являются важнейшими критериями, определяющими общественную значимость хорового искусства и его места в системе духовно-культурных ценностей.

Именно поэтому педагоги дошкольного звена Азовского района, представители шести ДОУ, в поисках новых эффективных технологий педагогического сопровождения развития личностных качеств детей дошкольного возраста, по инициативе МБДОУ №52 «Матрешка»  в 2019 году  присоединились ко Всероссийскому  хоровому движению и создали Сводный хор педагогов Азовского района. В состав хора вошли музыкальные руководители и воспитатели  ДОУ,  а также родители воспитанников.

Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации», профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», ФГОС ДО дают стратегические ориентиры в развитии системы дошкольного образования, определяют требования к современному педагогу, выражающиеся в умении предусматривать результаты нововведений в педагогической деятельности.

В свете этого, мы рассматриваем хор не только, как  технологию педагогического сопровождения развития личностных качеств детей дошкольного возраста, но и как  платформу для повышения профессиональной компетентности,  как процесс собственного саморазвития и самообразования.

  По своей сути, занятие хоровым пением является одним из направлений индивидуального образования педагогов ДОО, построения наших индивидуальных образовательных маршрутов как педагогов,  что в конечном итоге способствует  достижению наиболее высокого качества дошкольного образования.

Нужна  ли музыка ребенку? Да! И это аксиома. Как сказал наш выдающийся отечественный педагог В.А. (Василий Александрович) Сухомлинский: «Музыка - могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие ребёнка».     

    Занятия музыкой развивают интеллект, воображение, творческое мышление и память, делают ребенка более восприимчивым к получению любых других знаний.

Музыка развивает эмоциональный интеллект (EQ) – способность человека управлять самим собой и выстраивать отношения с  другими людьми, помогает контролировать эмоции, импульсивность, повышает уверенность, оптимизм, коммуникативные навыки.

  Исследователи установили, что около 80% успеха в социальной и личной сферах жизни определяет именно уровень развития эмоционального интеллекта, и лишь 20% - всем известный IQ – коэффициент интеллекта.

   Установлено, что эмоциональное влияние музыки втрое больше, чем от литературы, и в пять раз большее, чем от изобразительного искусства.

  Музыка — это питание человеческого мозга, за счет чего ускоряется и активизируется его работа.

 

Мозг привык анализировать тонкие отличия в физическом звуке.  И музыка, и речь – это, прежде всего, звуки, имеющие 4 характеристики: высота, длительность, тембр, сила. В музыке эти характеристики выражены гораздо богаче, чем в речи, их легче различать. Речь находится как бы внутри музыкальных звуков.

Поэтому сверхзадачей музыкального воспитания детей является стимуляция их  мозговой деятельности посредством музыки.

  В дошкольном детстве важно «влюбить» детей в музыку.

 Хоровое искусство по своей сути является синтезом двух видов искусств – музыки и поэзии (художественного слова).

Приобщая детей к восприятию произведений хорового искусства, мы способствуем амплификации социально-коммуникативного, интеллектуального, речевого развития детей старшего дошкольного возраста, а также прививаем  им базовые национальные ценности.

Именно с позиций вышеизложенного, мы подходим к подбору репертуара для нашего хора.

Позвольте нам на примере некоторых произведений продемонстрировать, как мы это делаем.

  1. «Выйду ночью в поле с конем»  муз.И. Матвиенко,  сл. А. Шаганова.

Одна из главных задач в воспитании дошкольников –привить детям любовь к своей Родине. К нашей необъятной России и к  нашей малой родине – Донскому краю.

Мы живем в многонациональной стране. В связи с этим, на одно из первых мест в воспитательной работе выходит задача воспитания детей  дошкольного возраста в духе межнациональной толерантности (уважения к чести и достоинству каждого народа) и поликультурности.

Поликультурное воспитание, по своей сути, это воспитание сознательного отношения человека к своей многонациональной Родине.

В нашем многонациональном Донском краю дружно, одной семьей живут представители разных этносов. Они очень  бережно  относятся к  осознанию своей национальной идентичности, однако, с полной уверенностью можно заявить, что всех нас, жителей Дона, объединяет и роднит бесконечная любовь к нашему дорогому сердцу Донскому краю и к нашей необъятной прекрасной России.

Эту любовь мы постарались передать через песню композитора Игоря Матвиенко и поэта Александра Шаганова «Выйду ночью  в поле с конем». В песне выражена и любовь к малой родине, и гордость за необъятные просторы России и вечная российская вера в светлое будущее. Простые слова и запоминающаяся, пронзительная мелодия делают песню такой же близкой и родной, как старинные русские казачьи песни. Она воспринимается как народное сочинение и нравится всем без исключения.

В нашей интерпретации, в создании которой участвовали и педагоги, и родители, основной идеей песни является признание в любви своей Родине от имени всех народов России.

 Именно среди родителей, представляющих различные этносы, нашлись те, кто помог нам перевести фразу: «Твой народ в тебя, Россия, влюблен» на языки разных народов, населяющих наше замечательное село Кулешовка .

Видео.

  1. «Воспитатели»  муз. и сл.М. Мельник

Еще одна из основных задач дошкольной педагогики- это воспитать у детей уважение к труду, к различным профессиям. Ребенок должен знать профессии, иметь представление о ценности и значимости каждой профессии для человека и людей. Песня «Воспитатели»-это воспитание у детей и родителей уважения к педагогической профессии, поднятие ее престижа и одновременно признание наших воспитанников в любви к своим дорогим педагогам. Мы привлекли детей к совместному исполнению этой песни,т.е. к сотворчеству с нами,педагогами, тем самым доставляя им радость и способствуя раскрытию их творческого потенциала .

Видео.

 3.«Ты же выжил, солдат»  муз.В. Мигули,  сл.М. Агашиной

Масштаб  такого глобального исторического понятия, как Победа в ВОВ, бесспорно  занимающего одно из первых мест в шкале основополагающих духовных, нравственных и идеологических ценностей, является безусловным  пусковым механизмом для  становления личности ребёнка и  формирования его патриотического самосознания.   

Наш хоровой коллектив поставил перед собой задачу воспитания у детей дошкольного возраста чувства гордости за свой народ и его Великую историю посредствам ознакомления с лучшими образцами песенного искусства о ВОВ и подготовил большую концертную программу «Песня, опаленная войной». Позвольте предложить вашему вниманию  песню из этой программы «Ты же выжил, солдат»  муз.В. Мигули,  сл.М. Агашиной.

Видео песни, рефлексии,отзыва родителей.

Благодарим за внимание.

Контакты

346779, Российская Федерация, Ростовская область, Азовский район, с. Кулешовка, ул. Пролетарская, 17-Б



matreshka52@yandex.ru


matreshka52.ru

Статистика

Все статьи398


Категории63


Фотоальбомы199


Изображения1673


Документы642


Видео130


Презентации18